Психология отцовства. Часть 3.

Роль отца в воспитании детейМежду прочим, можно заметить, что отцы могут оказать очень сильное влияние и на развитие каких-то определенных навыков и талантов в своих детях. Если вспомнить, к примеру, некоторых великих композиторов, таких, как Моцарт, Бетховен, Лист, Бах, Брамс и т.д. Каждый из них обучался музыке отцом с самого детства.

Что на самом деле может дать отец своему ребенку, что окажется важным для и в его жизни? Большинство отцов назовут «хороший дом», подразумевая под этим хорошую еду, хорошее жилье, одежду и т.д. Но эти вещи на самом деле не имеют ничего общего с эмоциональными потребностями ребенка. Лучше всего на этот вопрос ответит цитата из книги (English and Foster):

«В действительности вещи, которые нужны ребенку больше всего на свете, стоят очень дешево с точки зрения долларов и центов. Ему совершенно безразлично, есть ли у вас миллион долларов или вы едва можете заплатить за квартиру. Его абсолютно не заботит, новая ли у вас машина или у вас ее нет совсем. Он может быть одинаково счастлив и в однокомнатной квартире, и в десятикомнатном доме, окруженном забором. Чего он действительно хочет – это любовь, тепло благосклонное отношение к нему… сильные руки, которые могут выдержать его и позволить чувствовать себя в безопасности, улыбка, жизнерадостность, спокойствие, дисциплина и кто-то, кто может прийти в любой момент, когда ему страшно. Он хочет, чтобы вы были не слишком заняты для игры с ним и не слишком серьезны для совместного веселья. Он хочет, чтобы вы пробудили в его развивающемся мозгу интерес ко всему новому и показывали ему все то, чего он еще не знает. Он хочет и ему необходима эмоциональная безопасность, когда он знает, что есть кто-то, кто обязательно спасет и поможет.»

Это – вероятно, лишь часть того, что нужно ребенку от отца.

Когда мужчина не справляется с обеспечением этих фундаментальных нужд ребенка, когда он не может выполнить обязанности отца, то каких бы успехов он ни добился в других сферах жизни, включая повышение по службе, мужчина терпит крах в самом важном и святом деле своей жизни. Здесь можно привести лишь один пример. Было проведено исследование, в котором приняли участие несколько семей военных, в которых возникли проблемы. Мальчик-подросток из одной семьи, сын успешного военного офицера, был направлен на психиатрическую экспертизу в результате социальной дезадаптации и совершения ряда преступлений. Этот мальчик не мог вспомнить ни одного единственного раза за свою жизнь, когда отец проявлял к нему какую-то заботу и теплоту. Это подтвердила и мать ребенка, утверждая, что ее муж никогда особо не проявлял заботы о сыне; «он ругался на него с самого начала, и он никогда не пытался стать для него ближе; изредка, правда, он шлепал его, а иногда и жестоко наказывал за какой-то проступок.»

Какой жизненный шаблон должны предоставить отцы своим детям? Чтобы попробовать ответить на этот вопрос, отцам важно вспомнить об одном – что дети учатся тому, чем они живут. Как ребенок живет и какой опыт он получает – на все это влияет то, как живет отец этого ребенка, каковы его жизненные ценности и каков его характер:

Дети учатся тому, чем живут

Если ребенка критикуют, он учится осуждать.
Если ребенок живет в атмосфере враждебности, он учится бороться (защищаться).
Если ребенок живет в страхе, он становится пугливым.
Если ребенок окружен жалостью, он испытывает жалость к себе.
Если ребенок окружен ревностью, он чувствует вину.
Если вокруг терпение, то ребенок учится быть терпеливым.
Если ребенка принимают таким, какой он есть, он учится любить.
Если ребенок встречает одобрение, он учится любить и ценить себя.
Если ребенка учат справедливости, он учится понимать, что такое закон.
Если ребенка учат честности, он понимает, что такое правда.
Если ребенок живет в безопасности, он обретает веру в себя.

Если ребенок живет в дружеской атмосфере, он учится тому, что мир – это очень неплохое место, где можно пожить.
*Дети учатся тому, чем и как они живут, а от отцов к счастью или к сожалению, зависит то, каким будет этот ребенок в будущем.

Truth Magazine VI: 2, ноябрь 1961