Как справиться с двухлеткой. Часть 2.

истерика у ребенкаСтратегия поведения, чтобы испытывать радость общения с двухлеткой (тодлером)

Конкретные советы для родителей, которые не могут справиться со своим «ужасным» малышом.

1. Позвольте вашему ребенку самому решать, когда он хочет использовать горшок для конкретных целей. Они все рано или поздно перестанут носить памперсы. Битву, которую вы ведете с ребенком о необходимости горшка, вы никогда не выиграете. Обучение горшку на самом деле может быть хорошей возможностью для вашего ребенка сделать еще один шаг в сторону самостоятельности, но это зависит оттого, как вы поведете себя. Если ваш ребенок не демонстрирует заинтересованность в этом процессе, постарайтесь создать ситуацию, когда рядом были бы другие дети, которые сами ходят на горшок; ребенок поспешит последовать их примеру.

2. Шаг вправо, шаг влево – расстрел. Вы не должны доказывать, что вы правы. Ваш ребенок пытается заявить, что он настоящая личность с определенной степенью власти над этим миром (ок, хотя бы частью мира). Это абсолютно закономерно. Попробуйте не говорить ему нет, если вы справитесь с ребенком без компромиссов в плане безопасности, здоровья или соблюдения прав других людей. Вы с радостью обнаружите, что поскольку раздражение – это способ выражения беспомощности, то ваши дети, ощущая, что как-то контролируют свою жизнь (понятно, что это относительно), менее подвержены любым вспышкам гнева.

истерика, если ребенок голоден

3. Предвосхищение приступов дурного настроения. Во-первых, помните, что вспышки раздражения – это нормальное выражение эмоций для ребенка этого возраста. Во-вторых, поскольку большинство истерик случается, когда дети голодны или устали, продумайте эти вещи заранее. Своевременное кормление и сон вовремя, одинаковое время отхода ко сну, отдых днем, время ничегонеделания, тихие игры без участия телевизора или радио – что угодно, что может помочь успокоиться и отдохнуть – все это предотвращает большинство вспышек раздражения у ребенка. Научитесь просто говорить нет – самому себе! Старайтесь не попадать в безвыходные ситуации. К примеру, не тащите голодного или уставшего ребенка в магазин. Сходите в другой раз.

игра вместо приказа4. Используйте игры, чтобы добиться от ребенка послушания. Двухлетки обычно не любят, когда им приказывают или просят что-то сделать. Что им нравится, так это играть. Хотите послушания? Донесите ребенка до ванной, как маленький самолетик. Позвольте ему допить свой стакан молока, как будто он котенок и может лакать молоко. Посадите его в автокресло, как будто он второй пилот, который поможет вам взлететь. Бегите с ним наперегонки до машины.

5. Не принимайте это на свой счет. Ваш малыш иногда будет отвергать вас или даже ранит тем или иным образом. Не принимайте это близко к сердцу. Он учится у вас, как справляться с гневом. Вам предоставляется шанс расти самому и научить вашего ребенка справляться со своими эмоциями.

6. Выделяйте время в вашем распорядке дня, чтобы ребенок мог изучать мир. Это его основная задача – изучать, экспериментировать и учиться. Именно таким образом развивается его мозг. Предоставлять ему возможности для развития – один из простых способов избежать истерик.

научить детей сопереживать

7. Развивайте в вашем ребенке чувство сопереживания.  Навыки социального общения у ребенка начинаются с вашей эмпатии. Дети развивают эмпатию по отношению к другим (а далее и способность делиться, не бить других и т.д.) тогда, когда сами чувствуют, что им сопереживают.

8. Не заставляйте его делиться. Это не помогает, а замедляет развитие навыка делиться с другими. Детям нужно почувствовать, что они на самом деле чем-то обладают и вправе распоряжаться этим объектом самостоятельно, прежде чем они смогут поделиться с другими. Наоборот, покажите ему, что можно пользоваться чем-то по очереди. («Сейчас очередь Маши играть с куклой, потом будет твоя.») Помогите ему убрать его любимые игрушки, когда в гости придут другие дети, чтобы избежать истерик и расстройств. Если ребенок делится сам, без подсказки, похвалите его за такую доброту и приободрите его, чтобы он снова мог повторить это, делая акцент на том эффекте, который производит его действие: «Посмотри, как рада Маша, из-за того что ты дал ей печеньку.»

9. Используйте правила дисциплины, которые соответствуют возрасту ребенка. Для околодвухлетних детей в ход могут идти отвлекания, постановка границ, перенаправление его внимания. Исследователи сравнили две группы малышей, которые вели себя как обычно, но детей из одной группы родители шлепнули по попе. Дети, чьи родители дали им шлепок, вели себя хуже даже спустя год после инцидента, по сравнению с детьми, которых не шлепали. Даже просто крик, направленный в сторону ребенка, оказывает негативный эффект на него, ожесточая его сердце по отношению к вам и вызывая его неповиновение. Этот возраст – время, когда в жизнь ребенка входит насилие: Учите ли вы своего ребенка неосознанно тому, что вся правда в силе?

10. Будьте таким человеком, каким вы хотите чтобы был ваш ребенок. Дети учатся взаимодействовать с другими людьми, наблюдая за их отношениями и затем воссоздавая их. Помните, что ваш ребенок учится всему и в любой ситуации, в которую он попадает.  Если вы не хотите детских истерик, не выходите из себя в его присутствии. Если вы на него кричите, вы даете ему понять, что вспышки гнева – это нормально.

тв и дети11. Исключите визуальные медиа. Американская Академия Педиатрии не рекомендует просмотр телевизора детям до двух лет, потому что у них есть другие развивающие задачи и потому что это влияет на развитие их мозга. ААП рекомендует детям постарше смотреть телевизор не более 1-2 часов в день, притом, что это должны быть развивающие программы. Нам говорят, что все эти развивающие мультики хороши для ребенка, однако они порождают зрителя, а не деятеля. У ребенка формируется зависимость, если они часто смотрят телевизор. Немного повзрослев, они захотят смотреть и другие программы. А когда они подрастут еще больше, вы будете удивляться, почему они целыми днями сидят перед телевизором, а не читают книгу. Ну и стоит напомнить, что вы должны контролировать то, что они смотрят по ТВ.

как научить ребенка есть

12. Одна из главных задач двухлетнего малыша – самостоятельно есть. Вы предоставляете ребенку здоровую еду. Он сам ее ест. Положите под стул клеенку. Не переживайте по поводу того, сколько он съест. Малыши не изморят себя голодом. Большинство детей слишком заняты, чтобы хорошо есть, и понимают, что голодны, только когда пора спать. Это может свести вас с ума, пока вы не введете стандартный перекус перед сном – что обычно помогает ему успокоиться и хорошо заснуть. Вы можете объединить это со сказкой на ночь, если вам некогда.

13. Забудьте о стимуляции мозга ребенка зубрежкой алфавита. Интеллектуальная работа тодлера заключается в том, чтобы научиться говорить и быть услышанным, изучать мир, быть принятым и оцененным. Эмоциональное самоуправление закладывает основы интеллектуального развития. Не может быть слишком рано, чтобы прививать любовь к книгам, однако алфавит может подождать. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок любил читать, просто читайте ему вслух и рассказывайте интересные истории.

14. Предупреждайте нытье. Нытье – это выражение чувства беспомощности. Это может войти в привычку. Пресекайте нытье в корне, не давайте ребенку возможность использовать его, чтобы получить то, что он хочет. Другими словами, постарайтесь избежать ситуации, когда ребенок хнычет, и если это все-таки произошло, попробуйте никак не компенсировать это.

бабушка и режим ребенка15. Введите режим. Дети учатся самодисциплине частично за счет того, что живут в определенном, безопасном, предсказуемом распорядке, когда они знают, чего ожидать. Если вы нарушаете режим поездками, визитами бабушек или просто исключениями, потому что вам так удобно, вы вполне можете ожидать неожиданных истерик, сложностей со сном и других проблем. Бабушка, конечно, стоит того, но вашей важной задачей остается соблюдение режима несмотря ни на что.

16. Предоставляйте ребенку возможность проявить свои умения. Малыши до 3 лет меньше истерят и больше идут нам навстречу, если они чувствуют, что в силах что-то сделать самостоятельно. Как вы можете помочь вашему ребенку почувствовать себя сильнее? Три основных способа: слушайте его, позволяйте ему принимать решения, насколько это возможно, и предоставляйте возможности для проявления его способностей и умений.

Детям постоянно нужен опыт познания, чтобы понимать свои собственные возможности и начать осознавать себя как отдельного и полноправного человека. Здесь не имеется в виду тяжелая работа в духе Марии Монтессори или Тома Сойера, который заставлял других детей думать, что покраска забора в белый цвет – это самая интересная игра на свете. Другими словами, дети обожают изучать, как и что происходит в доме или, к примеру, на кухне, и они с радостью хотят в этом участвовать. Они обожают принимать участие. Они обожают учиться.

помощь ребенка по дому

Вовлеките вашего ребенка в любое дело, которым вы занимаетесь. Помощь может быть минимальна, но он учится и получает определенные навыки для будущего, и плюс ко всему, вы развиваете взаимную привязанность.

Какие дела по хозяйству? Они могут стоять на стуле, когда вы что-то готовите на кухне, и помогать вам. Они могут выполнять маленькие поручения. А еще они могут:

Сделать себе еду, к примеру, почистить фрукт или яйцо, нарезать мягкий сыр и сделать себе бутерброд с крекерами.

Помочь помыть посуду, особенно, если она не бьется.

Помыть овощи в раковине.

Протереть рабочий стол.

Помочь вам вымыть холодильник.

Помочь в сервировке стола.

Помочь убрать со стола.

Помочь вам, выключая или включая свет.

Вытирать пыль.

Найти пару для носков, когда вы убираете белье.

Сортировать белье (кому принадлежит та или иная чистая вещь, после стирки, к примеру).

Помогать вам загружать стиральную машину.

Выбирать фрукты и овощи в магазине.

Мыть стол или пол.

Активное времяпрепровождение является намного более развивающим и удовлетворяющим потребности ребенка, нежели просмотр ТВ. После выполнения той или иной задачи ребенок говорит «Я сделал!» и чувствует себя более сильным, умным и способным. (Сравните с тем, что он чувствует после просмотра шоу на ТВ). Естественно, это означает более сложную работу для родителя, чем если бы он (родитель) сделал это самостоятельно. Но это не главное. Малыши и детки постарше, которые чувствуют себя более самостоятельными и компетентными, обычно не нуждаются в утверждении своей силы бунтом или непослушанием. Они уверены в себе. И они готовы помочь другому. А это взаимная выгода и для родителя, и для ребенка.