Как наказывать ребенка? Часть 2.

Как наказать ребенка?Тайм-аут – эффективный способ наказания для ребенка почти любого возраста, он подходит и для сердитого переутомленного малыша лет до 3, и для непослушного ребенка постарше. Единственная разница заключается в том, что вы ставите в угол вашего маленького ребенка на короткий промежуток времени – возможно, две или три минуты, – а более старшего ребенка изолируете на столько, сколько ему понадобится, для того чтобы принять ваши требования. Для малыша, который еще не обладает понятием времени, хорошей идеей будет использование песочных часов или кухонного таймера с двигающейся стрелкой, чтобы ребенок видел, как идет время. Замечательно то, что тайм-аут дает время, чтобы и родитель, и ребенок могли остыть.

Допуская (естественные) логические последствия проступка, вы выбираете наиболее честное и разумное наказание. Но оставьте способ естественных последствий на потом, когда ваш более взрослый ребенок проспит и опоздает на автобус в школу. Или когда не сделает домашнее задание и не посмотрит телевизор. Однако даже ребенок, которому нет и трех лет, может понять, что если он выедет на велосипеде на проезжую часть после предупреждения о том, что этого делать нельзя, то ему будет запрещено кататься на велосипеде целый день. Или если он будет использовать игрушку в качестве оружия, вы отберете игрушку. Если ребенок толкнет, укусит или ударит человека, то естественным последствием этого будет то, что вы разлучите ребенка с другом или взрослым, на кого он напал.

Наконец, вопрос о физическом наказании: должны вы шлепать ребенка или нет? Некоторые родители уверены, что ребенка ни в коем случае нельзя бить, и битье – больше выход для их собственных негативных эмоций, чем метод обучения. Урок, которому учит битье, по их мнению, заключается в том, что битье – это способ решения проблем. Единственное исключение, которое они могут сделать – это быстрый шлепок ребенку, если он выбегает на проезжую часть или как-то по-другому может причинить вред себе или другим. Но даже в этом случае, не сбивает ли это с толку вашего ребенка и действительно объясняет ему, что вы его шлепаете, для того чтобы он не навредил себе или другим?

Ни в коем случае не трясите и не бейте ребенка по голове – вы рискуете повредить ему мозг или даже случайно убить его. Шейные мышцы ребенка еще слабые: когда голова опрокидывается назад, мозг ударяется о череп и кровеносные сосуды растягиваются или лопаются. Кровеносный сосуд в глазу тоже может повредиться, что может вызвать частичную или полную потерю зрения.

Кроме того, будет мудро проинструктировать любых нянек, которые будут сидеть с вашим ребенком, что они никогда не должны наказывать ребенка физически. Этот способ наказания, если и использовать его, должен применяться только вами.

Разумеется, ваши ожидания должны быть разумными. Родителям легко требовать от своих детей многого, особенно если это первый ребенок. Никто не может ожидать от девятимесячного ребенка самоконтроля в ситуациях, когда что-то попадает к ним в рот: такой маленький ребенок нуждается в абсолютной и постоянной защите от среды. Но вы можете поддаться соблазну и обращаться со своим умненьким малышом, который уже хорошо ходит, понимает, что вы говорите, и сам говорит предложениями, как с миниатюрной версией взрослого. Вы не понимаете, почему он оказывает сопротивление и демонстративно проверяет на прочность границы, которые вы для него ставите. Правда в том, что природа вынуждает ребенка отделиться от вас, чтобы он стал независимым, и ребенок проявляет этот природный инстинкт теми способами, которые он знает. Его непослушание означает новый этап взросления. На некоторое время давайте как можно меньше команд, предлагайте два варианта всякий раз и прибегайте к дипломатии вместо давления, чтобы ребенок вел себя адекватно.

Поощряйте хорошее поведение, а не проступки. Дарите ребенку, который хорошо себя ведет, больше внимания, чем тому, кто ведет себя плохо. Когда ваш ребенок ласково гладит собаку, похвалите его и обнимите. Если ребенок закатывает истерику, потому что вы отпускаете собаку, чтобы он не навредил ей, отойдите от кричащего ребенка и не обращайте на него внимания. Для маленького ребенка любовь и похвала лучше материального вознаграждения в виде еды, игрушек и денег. Будьте осторожны, не испортите эффект от похвалы, опровергая ее, к примеру, если вы хвалите ребенка за то, что он собрал игрушки, а затем указываете ему на то, что они плохо расставлены на полке. Помните: наиболее важный и волнующий комплимент для ребенка тот, который он случайно подслушал, особенно если вы говорите о нем, например, маме ребенка.

Не реагируйте резко на проступок ребенка. Легко выработать привычку кричать и наказывать ребенка одинаково за маленькую шалость и серьезный проступок, чтобы добиться незамедлительного внимания и послушания ребенка. Но отложите ваш самый громкий голос до реального экстренного случая и ваши самые суровые наказания до момента, когда действия ребенка на самом деле опасны для него или окружающих людей.

Выражайтесь предельно кратко и ясно. Пусть ваши правила будут простыми, чаще повторяйте их. Говорите четко, используйте слова с минимумом слогов. Смотрите в глаза ребенку и держите его за руку, когда о чем-то просите. Не создавайте правил, которые не могут быть выполнены, потому что они основаны на действиях, которые не могут быть регламентированы эмоциями. Вы не можете заставить ребенка спать или любить кого-то. Когда ваш ребенок нарушает правило, скажите ему вкратце, что он сделал не так и почему это неправильно. Когда вы делаете замечание, постарайтесь держать его за руку или плечо, это покажет ему, что вы его любите, и поможет вам сблизиться.

При всем при этом важно осознавать, что есть сложные гиперактивные дети, которые создадут проблемы для любого родителя. Не сдавайтесь и не впадайте в панику. Успокойте себя тем фактом, что сложные дети часто необычайно умны. Почитайте о том, как справиться со сложным ребенком. И в любом случае, у вас обязательно все получится, если вы попробуете понять ребенка и то, что с ним происходит.