Духовность

воспитание духовностиКаждый человек во что-то верит. Вам не обязательно нужно верить именно в Бога, чтобы обучить вашего ребенка духовным знаниям. Независимо от вашей веры вам ведь все равно хочется, чтобы ваши дети знали, что жизнь сама по себе священна, что природе нужна забота, что жизни человека должны сопутствовать радость и доброта, что некоторым вещам свойственно заканчиваться, что возможность делиться с людьми – это величайшая радость, и несмотря на то что мы не всегда можем получить то, что хотим, мы всегда можем научиться ценить то, что имеем.

Несколько идей для воспитания общей духовности:

1. Поощряйте в вашем ребенке его природное чувство восприятия чуда и волшебства, которое является первым шагом к духовности. Люди, находящиеся ближе к природе, здоровее физически и духовно. Блеск паутины под росой, восходящая луна, водопад, рождение котят, то, как природа оживает весной – все это напоминает нам о том, какое же все-таки чудо жизнь.

чудо жизни

2. Укрепление доверия. Даже если в вашей вере нет образа Бога, детям надо дать почувствовать, что вселенная благоволит им. Эйнштейн как-то сказал, что самым важным решением, которое в своей жизни принимает человек, является то, дружеская это вселенная или нет.

Люди, которые чувствуют себя в безопасности, здоровее эмоционально и физически и готовы помогать другим. Естественно, вам нужно научить вашего ребенка, как уберечь себя от опасностей, но, к примеру, знание, что некоторым людям нельзя доверять, не должно порождать полное отсутствие доверия ко всем людям.

Тут важно учесть один момент, что маленькие (и не только) дети не должны допускаться к просмотру новостей по телевизору: любой, кто смотрит тв-новости, чувствует себя менее защищенным и больше склонен к преувеличению надвигающейся на него угрозы.

Эйнштейн, возможно, имел в виду большую степень доверия, ощущение, что у жизни есть свой смысл и что добро, которое мы делаем, оно не зря.

религиозные обряды

3. Не делайте скоропостижных выводов о том, что, к примеру, религиозно настроенные учителя вашего ребенка научат его их ценностям, а не тому, что важно для вас. Независимо от вашей религии, просто будьте в курсе того, чему учат вашего ребенка. Помогите ему интерпретировать полученные знания в правильном русле.

4. Ограничьте посторонние шумы. У многих из нас фоном работает телевизор или радио, чтобы избежать ситуации, когда мы остаемся наедине с собой. Детям, даже больше, чем нам, взрослым, нужно время тишины, когда они предоставлены сами себе (в плане их внимания). Музыка – это, разумеется, отличный способ для подзарядки энергией, но если голоса из телевизора или радиоприемника, которые ваш ребенок не слушает в данный момент, нарушают его личностное пространство, ему приходится блокировать этот поток информации, что увеличивает внутреннее напряжение ребенка.

5. Найдите время для того, что действительно важно. Восхититесь тем, как блестит снег на солнце. Остановитесь и вдохните аромат роз. Не нужно думать, что вам обязательно надо превращать это в урок физики, объясняя детям суть процессов – просто насладитесь моментом.

духовное богатство

6. Каждому человеку требуется время для размышлений. Если ваша религиозная традиция подразумевает молитвы, научите вашего ребенка не только говорить во время молитвы, но и слушать. Независимо от того, молитесь вы постоянно или нет, каждой семье можно совершать совместные прогулки в лес или просто вместе смотреть на луну, совершать поездки на автомобиле ранним утром, когда вокруг тишина, чтобы проникнуться красотой природы и осознать, что жизнь – это чудо.

7. Научите вашего ребенка благодарности. Благодарность – это проверенный временем духовный путь, который работает независимо от вашей веры и Бога. Чем глубже ваша внутренняя признательность, тем сильнее окажется ваша способность принимать, тем больше вы можете получить от жизни.

Конечно, дети почти никогда не ценят то, что они имеют, и наша вина – не самый лучший учитель. Предоставление образца – лучшая стратегия; просто говорите часто и вслух, как вы счастливы, что у вас есть такая вкусная еда, эта отличная машина и, конечно, как хорошо, что есть вы друг у друга.

Важно также правильно подать информацию, по ситуации и соответственно возрасту. К примеру, «У некоторых детей нет этих замечательных игрушек, в отличие от нас, поэтому мы это очень ценим и бережно к ним относимся.» «Бабушка стареет и она не всегда будет с нами, поэтому нам надо воcпользоваться возможностью, пока она с нами, чтобы чаще навещать ее, даже если иногда кажется, что это тебе совсем не интересно.»

«Благодарность раскрывает полноту жизни. Благодаря ей нам достаточно того, что у нас есть. Она превращает отрицание в одобрение, хаос в порядок, путаницу в ясность. Она может превратить еду в пиршество, дом в очаг, а незнакомца в друга. Благодарность дает ощущение нашего прошлого, привносит мир в настоящее и создает видение будущего.» — Мелоди Битти.

8. Помогите вашему ребенку получать радость от «пожертвований» (имеется в виду любое соучастие для помощи другим). Дети (и не только) обычно недоумевают, почему мир так несправедлив. Независимо от ваших религиозных воззрений вам, вероятно, хочется, чтобы ваши дети знали, что ангелам – буквально или фигурально – нужна наша помощь. Гордость причастности к процессу улучшения нашего общества может осчастливить любого человека, а особенно ребенка. Наша задача как родителей найти способ показать ребенку положительную разницу в мире (после его вклада в его улучшение).

Человек может быть духовно развит и богат независимо от религии. Разные религии – это разные образы и способы духовного обогащения, которого добивается каждый человек.